спиралевидной фи­гурой, которую С. И. Руденко назвал «турьим рогом». Между этими фигура­ми помещается значок в виде «треугольника». Рога туэктинских оленей довольно близки натуре.

Что касается самого сюжета — шествие животных, мотив этот довольно часто встреча­ется на Алтае. Известен он также в художест­венном творчестве скифов и саков, но особен­но был популярен у народов Передней Азии, откуда он, вероятно, и пришел на Алтай.

Скифская культура

         На территории Каракольской долины расположены два крупнейших археологических комплекса, датируемых периодом скифской культуры: Башадар и Туекта.

БАШАДАР

Между селами Боочи и Кулада небольшая сопка носит название  Башадар. В далеком прошлом  на данном месте проходили, состязания. В это  время на вершину горки Башадар ставили мишень из головы  какого-нибудь животного, например, белки и меткие стрелки могли демонстрировать свое мастерство. Если топоним «Башадар» буквально перевести с алтайского языка – «баш» - «голова» и «адар» - «стрелять»  то, получается «стрелять голову». Возможно,  поэтому и местность получило такое имя.

Существует еще один вариант происхождения названия Башадара. Слово «башадар» можно перевести еще как «стрелянная голова». Само название местности говорит о том, что здесь когда-то происходили ожесточенные бои. Информаторы предполагают, что в тогда местные жители сражались с захватчиками.  Захватчики  были предупреждены о том, что их ждет «пуля в голову», но  решили смело наступать, на мирных жителей, но нашли здесь свою смерть. Тогда погибшие воины тут же под камнями были захоронены.

           Недалеко от этой сопки – на левом берег р.Каракол, в 3 км к северо-востоку от с. Кулада и в 50м к западу от р.Кулада – расположен уникальный археологический комплекс ритуальных и погребальных сооружений разных эпох и культур (афанасьевской, скифской, тюркской).

В VI-IV вв. до н.э. группа воинственных кочевников-скифов заняла "ключевые" долины в Туэкте и Башадаре, быстро распространила своё влияние на многие районы Алтая, составила правящую элиту населения пазырыкской культуры Алтая и подчинила ранее прожи­вавшие на этой территории местные майэмирские племена - куртусцев, иртышцев. куюмцев и др. При исследовании курганов, относящихся к скифскому периоду, было обнаружено, что в них сохраняются черты погре­бального обряда, характерные для предшествующих культур, что свиде­тельствует о силе духовной традиции.

 Археологический памятник Башадар включает 57 объектов. В 1950 г. экспедицией под руководством С. И. Руденко вскрыты два кургана скифского времени, принадлежавшие знати. В курганах внутри срубов находились колоды-саркофаги с погребениями. Во втором кургане саркофаг мужчины был покрыт вырезанными на нем изображениями тигров, баранов, лосей и т. д. Из предметов инвентаря найдены остатки одежды и обуви, керамика, предметы конской упряжи, вооружения быта и т.д. 5 в. до н.э. - 4 в. до н.э.

 Могильник Башадар-II (5 в. до н.э. - 4 в. до н.э.), относится к  пазырыкской культуре (5 в. до н.э. - 1 в. до н.э.)  скмфского времени и представляет собой плоское возвышение из задернованных камней диаметром 6м, в центре его неглубокая воронка. У восточного края этого кургана стоит наклоненная стела. В верхней части каменной плоскости две противопоставленные фигурки оленей и лосей. Ниже их выбиты фигуры козлов.

ТУЕКТА

 

Название населенного пункта Туекта происходит  от словосочетания «Куйак Туу», что в буквальном переводе с алтайского языка означает «гора как панцирь, броня». Есть и второй вариант толкования этого топонима – «Туйук туу» переводится  как «закрытая, запертая гора».Летом 1873 года губернатор Западной Сибири А.Супруненко  объезжает Горный Алтай с целью выяснения возможностей этого края, по приёму новосёлов.

    Проектируемые селения располагались вдоль Чуйского, Уймонского  трактов, а также и по Каннскому, которое соединяет Чуйское и Уймонское направления. По Чуйскому тракту планировалось открыть 15 переселенческих пунктов с поселением в них  846 душ обоего пола, наиболее крупными пунктами должны быть селения: Топучая – 100 человек; Туектинское селение – 80 человек; Ининское – 120 человек;  Онгудайский, Кош – Агачские тоже по 100 человек.

Расположено с. Туекта в 179 км от Маймы. Здесь от Чуйского тракта дорога уходит на Усть-Кан (95 км) через Шибе, Теньгу, Ело, Ябоганский перевал, Ябоган.

В начале XX в. В. Шишков писал: "В окрестностях Чуйского трак­та, за Туэктой начинают в обилии встречаться

древние курганы, по-местному "бугры", а также круглые, неглубокие, заросшие травой и бурьяном ямы, кое-где охваченные каменными кольцами. Все эти памятники, попадающиеся то здесь, то там вплоть до монгольской границы, свидетельствуют о когда-то живших здесь и ушедших отсюда иных насельниках, седая память о которых сохранилась лишь в местных преданиях".

Задолго до освоения этих земель русскими переселенцами, с древнейших времён в долине Урсула селилось большое количество алтайского населения. Туекта с Теньгой играли роль  географических и административных центров Горного Алтая. Об этом свидетельствуют находящиеся  здесь в большом количестве археологические памятники в виде курганов, каменных изваяний, столбов, искусственных оросительных сооружений – каналов (суаков).

В 1954 г. близ с.Туэкта ученые экспедиции института материальной культуры Академии Наук СССР под руководством профессора С.И.Руденко вскрыли несколько курганов. Здесь были найдены захоронения вождей племени и рядовых общинников, живших более 2000 лет тому назад.

С.И.Руденко раскопал курганы знати скифского времени. Погребения находились в украшенных резьбой или орнаментом,

вырезанным из бересты колодах-саркофагах внутри срубов, устроенных в могильных ямах под каменными насыпями. Из предметов инвентаря найдены, сохранившиеся в мерзлоте, деревянные (лопата, пешня, лестница, щиты, детали сбруи и т.п.) и кожаные изделия (седла, украшения и т.д.), а также бронзовые и золотые пластинки, керамика и

т.д. Эти находки свидетельствуют о высокой   культуре народов древнего Алтая. Они дают   возможность судить о тесной связи древних алтайских   кочевников с народами Китая, Средней Азии и Причерноморья.

У села Туекта отмечено 29 каменных столбов, каждый по 80см длиной, и один поваленный трехметровый столб. В окрестностях этого села и         в самом     селе имеется более 30 курганов и 6 каменных столбов, врытых в землю. Весь Туектинский сакральный комплекс включает 197 курганов и большое количество балбалов и выкладок. Размеры крепидьг-кольца насыпи самого большого кургана Туэкта-1 = 30 кулашей (66 м). Кулаш – тюркская мера длины – сажень, которая подразделялась на малую (или прямую = ок. 180 см) и большую (или косую = ок. 220 см).  Известно, что в древности у всех народов меры длины были соотносимы с величиной  человеческого тела или отдельных его частей.

здесь на склоне гор, окаймляющих Урсульскую долину есть камень сажени в 2 вышиной, просверленный, несомненно, искусственно на высоте 1,5 аршина от земли. Отверстие имеет форму воронки, широкий конец которой обращен к долине. Через него наблюдатель, оставаясь скрытым за камнем, может видеть значительную часть долины. Про этот камень, а также и про находящуюся невдалеке сопку с ясно заметными на ее вершине ступеньками, по-видимому, высеченными человеком, алтайцы говорят, что здесь были сторожевые наблюдения чуди (алтайские калмыки). Также в Теньгинской степи обращают на себя внимание громадные продолговатые груды камней. Это памятники, оставленные исчезнувшем народом "чудь". "Чуди" жили здесь, гласит легенда, пока не пришли русские. Тогда они выкопали ямы, по углам поставили столбы и устроили на них навес из земли

 и камней, затем, забравшись в яму, подрубили столбы и таким образом сами похоронили себя".

Описание памятника: По деревянной поверхности стенки сарко­фага из Второго Туэктинского кургана четкой и уверенной линией «прочерчены» фигуры оленей, идущих вереницей друг за другом слева направо. У оленей небольшая голова, несколько удлиненная морда. Глаз миндале­видных очертаний, ухо листовидной формы, ушная раковина обозначена двумя миндале­видными фигурами. Объем щеки подчеркнут значком в виде неправильного сильно вытяну­того треугольника, на носу проработаны нозд­ри овальных очертаний. Рот открыт: они «трубящие» олени. Этот признак часто встречается у оленей с длинными клювовидны­ми мордами, высеченных на скалах Тувы и Монголии, относящихся к раннескифскому времени.

Рога имеют два передних изогнутых отростка, располо­женных параллельно лбу, остальная ветвь вол­нообразных очертаний протянулась вдоль спи­ны, не соприкасаясь с ней. От основного стерж­ня рога поднимаются вверх пять изогнутых отростков, заостренных на конце. Завершается ветвь двумя отростками, расходящимися в разные стороны. Каждая фигура оленя пропорци­ональна, с закругленным крупом, коротким хвостиком, с четырьмя легкими стройными но­гами с четко выделенными копытами. Ноги раздвинуты, показаны в «шаге», животные двигаются свободно и раскованно. В верхней части ног вырезаны «треугольники». Плечо и круп оленей подчеркнуты

За Туектой, вблизи реки Талды, саженях в 50 от дороги, две хорошо сохранившиеся каменные бабы с искусно высеченными лицами".В.И Верещагин, путешествуя по Алтаю в начале этого века отмечал, что "где -то

 Новая культуротворческая школа Каракольской долины - точка роста устойчивого развития территории

Сеть культуротворческих школ  Каракольской долины