Онгудай2.jpgКош-Агач5.jpgОнгудай4.jpgКош-Агач7.jpgКош-Агач3.jpgКош-Агач6.jpgКош-Агач1.jpg

Будни эксперимента

Участники конференции признали, что в  основе успеха проекта лежит координация усилий целого ряда государственных, научных и неправительственных структур. Проект ПРООН/ГЭФ выступил в качестве катализатора этого объединения разнородных организаций, поставив задачу и профинансировав начальный этап выполнения проекта, что позволило собраться и приступить к работе учёным, методистам и педагогам.

Необходимым условием явилась своевременная организационная и финансовая поддержка проекта со стороны республиканских и районных административных структур, а также депутатов и общественности Республики Алтай.

 

 

*****

25-29 июня 2010 года некоммерческое партнерство «Культуротворческие школы Алтая» совместно с Каракольским (этно)природным парком «Уч Энмек» провело летнюю школу для учителей сельских школ Онгудайского района «Школа эффективного учителя» на базе Каракольского (этно)природного Парка «Уч-Энмек».

В условиях реализации инициативы президента РФ «Наша новая школа»,  к педагогу, работающему с подростками и юношеством от 7 до 21 года,  предъявляются новые требования: личная успешность, профессиональное мастерство, психологическая устойчивость, готовность и умение выстроить личную стратегию развития, способность и умение выстраивать эффективную коммуникацию с представителями школьного сообщества: учащимися, коллегами, родителями, администрацией, представителями «местного» социума.

           С целью создания условий для становления личности учителя нового типа (Программа и состав преподавателей см. в Приложении), в рамка эксперимента возникла уникальная модель повышения квалификации учителя, нацеленная не только на повышение профессионального мастерства учителя, оснащение его новыми эффективными педагогическими методиками и технологиями, но и на его духовный рост, выравнивание психо-эмоционального состояния учителя (снятие синдрома «выгорания», выстраивание стратегии успешности).

           Обучение в «Школе эффективного учителя» ведется по модульной программе, что позволяет обучающемуся выбрать собственную траекторию профессионального роста.

1345676798DSC049431

2010 год

 

С 8 по 11 января 2010 года в Онгудайской и Кош-Агачской основных школах состоялся семинар для учителей районов по апробации комплекта учебных пособий для общеобразовательной школы «Алтай заповедный». Данный комплект был подготовлен творческой группой ученых Республики Алтай и Алтайского края в рамках

Проекта Программы развития ООН и Глобального экологического фонда «Экспериментальная апробация непрерывного школьного экологического образования и просвещения путем разработки комплекта учебных пособий по региональному компоненту для общеобразовательных школ Республики Алтай».

Научный руководитель проекта Ирина Александровна Жерносенко, кандидат культурологических наук, доцент.

Впервые в Республике Алтай была осуществлена попытка создания целостного комплекта учебных пособий, которые последовательно раскрывали бы в сознании подрастающего поколения единый образ малой родины: богатой культурными традициями, сформированными неповторимыми и многообразными ландшафтами.

Во время семинара учителя-экспериментаторы знакомились с содержанием методических материалов (рабочих тетрадей, мультимедийных дисков); отрабатывали методические подходы по реализации интегративного подхода, положенного в основу концепции комплекта «Алтай заповедный»: выстраивали интегрированный учебно-тематический план, позволяющий им работать в едином ритме и взаимно углублять и расширять содержание преподаваемых курсов. Следует отметить, что эти учителя-экспериментаторы внесли существенный вклад в подготовку учебных пособий на стадии их написания. Поэтому и работа на методическом семинаре шла весьма эффективно.

******

20 апреля 2010 года на базе республиканской библиотеки им. М.Чевалкова (г. Горно-Алтайск) состоялся семинар-презентация комплекта учебных пособий для общеобразовательной школы «Алтай заповедный», в котором приняли участие учителя школ г.Горно-Алтайска, Чемальского, Улаганского и Онгудайского районов, а также сотрудники Республиканского института повышения квалификации работников образования (РИПКРО), Республиканского центра оценки качества образования (РЦОКО), преподаватели Горно-Алтайского университета (ГАГУ) .

Открыл семинар председатель Комитета по образованию, культуре, СМИ и общественным объединениям Республики Алтай Вячеслав Николаевич Уханов. Он сказал о значимости данного проекта для Республики, возможности реализации экологического просвещения в современном образовании, благодаря инновационной концепции комплекта учебных пособий «Алтай заповедный», интегрирующей естественнонаучное и культурологическое содержание учебных пособий и интерактивное дидактическое сопровождение  к ним.

Перед слушателями выступили редакторы и авторы пособий: И.А.Жерносенко, Р.В.Опарин, Д.И.Мамыев, раскрыв основное содержание пособий, их специфику и дидактические возможности.

 

Слушатели семинара с большим энтузиазмом восприняли информацию о новых учебных пособиях, заявив, что в Республике в школах в качестве национально-регионального компонента преподается предмет «История Горного Алтая», но он укомплектован только до 8-го класса. Учителями было отмечено как достоинство комплекта учебных пособий то, что в них целостно, в интегративной парадигме изложено содержание, раскрывающее как природное, так и культурное богатство Алтая. Учебники, богато иллюстрированные, наполненные не только естественнонаучной и исторической тематикой, но и большим объемом знаний о традиционном природопользовании, почитании коренными жителями природных объектов, культурных традициях, вызвали

неподдельный  интерес  у  учителей.  Многие  сожалели,  что  их школы не попали в число экспериментальных школ по апробации комплекта «Алтай заповедный» и выразили надежду, что со следующего учебного года эти пособия станут доступны для всех школ Республики Алтай.

*******

 21-22 апреля произошла встреча руководителя рабочей группы  проекта ПРООН/ГЭФ по экологическому образованию и просвещению Е.В. Репетуновой и руководителя  Проекта ПРООН/ГЭФ «Экспериментальная апробация непрерывного школьного экологического образования…» И.А. Жерносенко

с учителями и учащимися экспериментальных школ Онгудайского и Кош-Агачского районов Республики Алтай, апробирующих названный комплект учебных пособий.

Учителя отмечали интерес учащихся к содержанию учебных пособий. По их словам, даже родители стали интересоваться новыми учебниками и читать их вместе с детьми.

           В каждом классе, где ведется преподавание по новым учебным пособиям, было проведено тестирование учащихся, которое должно продемонстрировать динамику роста знаний по экологии, природоохранной деятельности и традиционному природопользованию. Сейчас анкеты-тесты находятся в обработке.

Вместе с тем, не все гладко проходит в процессе апробации пособий. Министерство образования Республики Алтай очень долго проводило экспертизу комплекта учебных пособий, что привело к срыву сроков начала апробации (вместо 1 октября, учебные пособия нашли своих читателей только в начале 3-й четверти).  Поэтому пришлось изменить (вернее, сократить) учебно-тематическое планирование по освоению содержания пособий (вместо запланированных 34 учебных часов осталось только 16). Поэтому учителя почти единогласно пришли к выводу, что данные пособия следует  продолжить изучать в следующем учебном году с учениками, начавшими знакомство с ними сейчас, а также параллельно провести полноценную апробацию пособий с учащимися следующих классов.

******

21 – 22 мая 2010 года на базе туркомплекса «Стик-Трэвел», недалеко от живописного озера Ая (Алтайский край) состоялась Всероссийская конференция «Тиражирование опыта по разработке учебно-методических пособий для учителей   и   учащихся   школ   Алтае-Саянского  экорегиона  по  включению  вопросов  сохранения   биоразнообразия  в школьные программы». Данная конференция стала итогом большого проекта

DSC04900

по созданию комплекта учебных пособий «Алтай заповедный», нацеленных на экологическое воспитание и просвещение подрастающего поколения Республики Алтай, который, в свою очередь, завершил проект Программы Развития ООН и Глобального Экологического Фонда (ПРООН/ГЭФ) «Сохранение биоразнообразия в российской части Алтае-Саянского экорегиона», проходивший с 2007 г. в Республиках Алтай, Хакасия и Тыва, в Кемеровской области, Красноярском и Алтайском краях.

На конференции присутствовало 67 человек, в том числе иногородних 24 человека, представлявших 8 регионов: г.Москва, г.Санкт-Петербург, Алтайский,  Красноярский края, Республика Алтай   Новосибирская, Томская, Кемеровская области.

В конференции принимали участие: представители ПРООН/ГЭФ, Административных структур субъектов РФ, Администраций

городских и районных образований, учёные, педагоги (учреждений высшего, среднего и дополнительного образования), работники особо охраняемых природных территорий, НПО, прессы.

4

Конференция проводилась с целью распространения опыта по экологическому образованию учащихся, проживающих в регионах Республики Алтай, при поддержке ПРООН/ГЭФ, Комитета по образованию, культуре, СМИ и общественным образованиям Государственного собрания Эл Курултай Республики Алтай, Фонда устойчивого развития Алтая, Некоммерческого партнерства «Культуротворческие школы Алтая» и Муниципальных образований Онгудайского и Кош-Агачского районов Республики Алтай.

DSC05064

На территории Республики Алтай в течение ряда лет на разных уровнях ведется работа по экопросвещению и сохранению биоразнообразия. Есть большие наработки у ученых разных специальностей, а также у учителей, работающих в экспериментальном режиме.

Более успешный опыт по внедрению инновационных подходов в сфере экологического образования и просвещения существует в сельских общеобразовательных школах Каракольской долины (территория Природного парка «Уч Энмек») в Онгудайском районе. Учителя сельских школ успешно участвуют в федеральном экспериментальном проекте «Культуротворческие школы России».

Впервые в Республике Алтай была осуществлена попытка создания целостного комплекта учебных пособий, которые последовательно раскрывали бы в сознании подрастающего поколения единый образ малой родины: богатой культурными традициями, сформированными неповторимыми и многообразными

ландшафтами. Коллективом авторов, в который вошли ученые Республики Алтай и Алтайского края был разработан комплект учебных пособий «Алтай заповедный».

Два района республики: Онгудайский и Кош-Агачский были выбраны в качестве пилотных. 11 школ названных районов участвовали в подготовке и апробации учебных пособий комплекта.

Первые результаты эксперимента по апробации комплекта учебных пособий «Алтай заповедный» в школах показали устойчивый интерес учащихся к вопросам биоразнообразия, экологии и культуры Алтая, рост экологических знаний и ценностных ориентаций учащихся, направленных на сохранение биологического разнообразия родного края, но охрану окружающей природной среды.

В ходе конференции были заслушаны выступления руководителей и исполнителей проекта, представителей Правительства Республики Алтай, Администраций Кош-Агачского и Онгудайского районов Республики Алтай,  учителей экспериментальных школ. Кроме того, выступило большинство участников – представителей других регионов.

Большой резонанс вызвало выступление члена-корреспондента Российской Академии образования, профессора Российского государственного университета им. А.И.

Герцена Валицкой Алисы Петровны – автора концепции модели культуротворческой школы. Она отметила инновационный характер учебных пособий, актуальность и своевременность названного проекта, в некоторых позициях даже опережающий его характер в вопросах интеграции содержания образования и выстраивания оригинальной стратегии экологического просвещения.

Для участников конференции была проведена презентация комплекта учебно-методических пособий «Алтай заповедный»,

содержание которых направлено на формирование экологических знаний, умений и ценностных ориентаций по изучению и сохранению биологического разнообразия родного края. Каждый из участников конференции получил по комплекту пособий и дополнительной литературы в подарок.

Заслушав выступления разработчиков, учителей – практиков, представителей Администрации и Управления образованием участники конференции признали результаты проекта успешными и заслуживающими распространения и внедрения, как в границах Республики Алтай, так и за ее пределами. О продолжении и расширении эксперимента, в частности о дополнительном тираже, обратились к Правительству Республики Алтай все участвовавшие   в   эксперименте  педагоги,  а  также  педагоги  и

а также педагоги и общественность большинства районов Республики Алтай.

С предложениями о создании таких учебных пособий и поддержке этих инициатив местными администрациями и ПРООН/ГЭФ выступили представители Алтайского края.

 Новая культуротворческая школа Каракольской долины - точка роста устойчивого развития территории

Сеть культуротворческих школ  Каракольской долины