Об эксперименте

Федеральная экспериментальная площадка

Конструирование и реализация модели культуротворческой школы в условиях  этно-социокультурной среды особо охраняемой природной территории (2006 – 2014 гг.)

СОСТАВ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ

· Шаламаева Валентина Викторовна, методист по учебно-воспитательной работе отдела образования МО "Онгудайский район", координатор эксперимента

· Азрантина Валентина Танышевна – заместитель директора по экспериментальной деятельности МОУ «Боочинская СОШ»                                     

· Бюдюева Маргарита Чагашевна – директор МОУ «Каракольская СОШ»

· Ороева Сурия Владимировна – заместитель директора по экспериментальной работе МОУ «Куладинская СОШ»

· Чучина Екатерина Бобыевна  – заместитель директора по экспериментальной деятельности  МОУ «Нижне-Талдинская СОШ»      

· Сыева Клавдия Алексеевна - заместитель директора по учебно- воспитательной работе

Научный руководитель эксперимента:

Жерносенко Ирина Александровна – заведующая кафедрой культуры и коммуникативных технологий АлтГТУ им. И.И. Ползунова, кандидат культурологических наук, доцент

Научный консультант эксперимента:

Мамыев Данил Иванович,директор Каракольского (этно)природного парка «Уч Энмек», президент Ассоциации особо охраняемых природных территорий Онгудайского района

СУТЬ ИНИЦИАТИВЫ И ОБОСНОВАНИЕ ЕЕ АКТУАЛЬНОСТИ

Суть инициативы заключается в разработке и внедрении в образовательную практику сети школ, расположенных на территории Каракольского этноприродного парка «Уч-Энмек» (особо охраняемой природной территории регионального статуса, далее - ООПТ), нового содержания образования, представленного разработкой концепции культурологического образования (в этно-социокультурном аспекте) в рамках современной образовательной парадигмы, что, как представляется, может обеспечить высокое качество формирования и развития творческой личности, самоидентифицированной к собственной культуре, а также  подготовить учащихся к самостоятельной жизни в современных условиях.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЭКСПЕРИМЕНТА

Логика развертывания современных социокультурных процессов возвещает о назревшей необходимости создания современной модели школы. От традиционных моделей  ее отличают следующие парадигмальные позиции:

Образовательный процесс строится в логике становления – развития личности ребенка. Он должен быть ориентирован на возрастные особенности формирования «образа мира» в сознании ребенка.

Ребенок и взрослый (учитель) выступают как равноправные участники образовательного эвристического диалога. Учитель является не только транслятором системы знаний, пусть даже и творчески подходящий к этому процессу, но он являет собой образец гуманистической культуры. Задавая алгоритмы общения, он сам развивается в обучающем диалоге, а также несет личную ответственность за результаты работы. Таким образом, речь идет о становлении нового типа учителя, продуцирующего знание (в отличие от репродуктивного), творческого (а не только исполнительского), способного и готового к самостоятельному и свободному конструированию образовательного диалога с учеником.

Целостность образовательного процесса достигается через последовательную интеграцию дисциплин естественно-научного, социо-гуманитарного и художественно-эстетического (аксиологического) циклов на основе общности их цели – создание единой картины мира и человека в нем. Смысл педагогической работы заключается в построении циклов учебных дисциплин, воссоздающих совместными усилиями в каждом предметном блоке и в каждом классе целостный культурный текст, пригодный для восприятия и понимания.

Межпредметная и межцикловая интеграция осуществляется на системном включении в содержание образования культурологической составляющей (культурологические константы мировой, отечественной и региональной культуры; выявление их общности и особенностей; мифологемы,  семиотические компоненты; диалог культур, эвристический диалог и т.п.) как методологической базы построения модели культуротворческой школы.

ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

I.   2006 – 2007 учебный год – теоретический анализ и проектирование.

Содержание:

· Изучение научной литературы и имеющегося практического опыта по заявленной проблеме.

· Планирование эксперимента. Создание координационного совета из числа администраторов и педагогов, распределение функциональных обязанностей между членами совета.

· Повышение квалификации педагогов – участников эксперимента, путем проведения курсов повышения квалификации по организации экспериментальной деятельности, проблемных семинаров, тренингов.

· Разработка модели культуротворческой школы, ее теоретическое обоснование. Изучение и проведение мониторинга образовательных запросов всех участников эксперимента, а также остальных участников образовательного процесса в школах сети, согласование модели с ними. Определение контингента эксперимента (учащихся и педагогов) и контрольной группы.

Используемые методы:

Сбор информации. Теоретический анализ научных источников. Проектирование.

Предполагаемые результаты:

План экспериментальной работы

II. 2007 – 2008 г. – организационный.

Содержание:

· Разработка (уточнение) модели организации и осуществление образовательного процесса, основанное на идеях эксперимента.

· Разработка концептуальной схемы проведения эксперимента.

· Разработка (подбор) средств контроля и обеспечения достоверности результатов эксперимента.

· Подбор педагогических кадров, организация творческого коллектива для осуществления эксперимента. Стартовая констатирующая диагностика.

·  Оценка условий, необходимых для проведения эксперимента.

· Создание, координация и корректировка учебных планов.

· Инструктивно-методическая работа руководителей и организаторов эксперимента и его участников.

· Освоение принципов построения интегрированных уроков, уроков с культурологической составляющей.

· Создание экспериментальных и контрольных групп. Их тестирование в соответствие с концептуальной схемой эксперимента.

· Экспертиза полученных результатов.

Используемые методы:

Тестирование для выявления социальных установок, уровня развития интеллекта, креативности  и других личностных особенностей.

Метод экспертных оценок.

Предполагаемые результаты:

Модель организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с идеями эксперимента, зафиксированная в виде документа.

Программа контроля и обеспечения достоверности результатов эксперимента. Функциональные инструкции участников эксперимента.

Пакет учебных программ. Программа повышения квалификации педагогических кадров учреждения.

2008 – 2014 гг. – основной этап.

III.1. 2008 – 2009 гг. – констатирующий эксперимент. Апробирование новой модели культуротворческой школы на базе педагогического коллектива и экспериментальных классов.

Содержание:

· Запуск учебных программ, реализующих заявленное содержание образования.

·  Осуществление комплексной целевой программы эксперимента. Апробация учебных планов, индивидуальных программ развития, диагностических методик.

· Создание системы обработки, движения и хранения информации о ходе эксперимента (фиксация хода эксперимента, промежуточных результатов).

· Экспертиза деятельности участников экспериментального образовательного процесса с целью установления соответствия ее характера содержанию исходной модели.

Используемые методы:

· Стандартизированное наблюдение. Письменные и устные опросы участников эксперимента.

· Собственно эксперимент.

· Психологическое тестирование.

· Методы статистической обработки результатов.

Предполагаемые результаты:

Создание базы данных о ходе (промежуточных результатах) эксперимента. Аналитические отчеты. Заключение внешней экспертизы.

III.2. 2009 –20013 гг. – осуществление формирующего эксперимента. Апробирование модели на базе экспериментальной площадки в целом.

Содержание:

· Уточнение (корректировка) рабочей модели и содержания отдельных учебных программ на основе анализа промежуточных результатов экспериментальной работы.

· Реализация апробированных программ, педагогических технологий, их корректировка в случае необходимости.

· Создание интегрированных учебных планов по параллелям.

· Исследование особенностей организации управления и требований к учебно-материальной базе в условиях эксперимента.

· Ежегодное тестирование экспериментальных и контрольных групп. Анализ результатов экспериментальной деятельности.

· На выходе – создание интегрированного учебного плана образовательного учреждения, реализующего принцип интеграции по горизонтали, по вертикали и по каналам сетевого взаимодействия.

· Устранение выявленных негативных последствий и потерь, использование компенсационных мер.

· Экспертиза результатов функционирования модели.

Используемые методы:

Стандартизированное наблюдение. Опрос. Тестирование. Анализ факторов, оказывающих влияние на результативность заявленной модели образовательного процесса. Метод экспертных оценок.

Предполагаемые результаты:

Аналитические отчеты. Методические рекомендации по конструированию учебных программ, реализующих идеи эксперимента. Отчеты о результатах сравнительного тестирования экспериментальных и контрольных групп. Заключения внутренней и внешней экспертизы.

VI. 2013 – 2014 гг. – заключительный этап исследования.

Содержание:

· Подведение итогов эксперимента. Оформление экспериментальной модели в практико-ориентированном виде. Изучение возможностей модификации и адаптации модели к различным образовательным учреждениям.

· Изучение возможностей модифицирования экспериментальной модели, ее распространения в других учреждениях как общего, так и дополнительного образования. Выявление системных ограничений модели.

· Подготовка и публикация итоговых отчетных и других материалов (документов) об экспериментальной работе учреждения.

Используемые методы:

Методы комплексной экспертизы.

Предполагаемые результаты:

Сформированный пакет учебно-методических материалов и пособий.

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ

В целях  эффективной реализации Программы эксперимента предполагается разработка системы мер по реорганизации учебного процесса внутри сети школ Каракольской долины.

Предусматриваются:

· Разработка системы повышения квалификации педагогов-экспериментаторов в области культурологии образования, а также в направлении интеграции предметов гуманитарно-эстетического и естественно-математического циклов.

· Разработка и создание комплексных учебно-методических пособий с культурологической составляющей: карт, плакатов, иллюстративных альбомов, аудио-видеокассет, мультимедийных пособий  и.т.д.

Интеграция общеобразовательных школ с учреждениями дополнительного образования.

Социальное партнерство  с природными Парками, находящимися на территории Онгудайского района.

В ходе эксперимента – постепенное формирование и переход на интегрированный учебный план, предусматривающий системную интеграцию: межпредметную, межцикловую, диахроническую (между разными ступенями образования), межсубъектную (между школой и субъектами соцального партнерства).

На базе летних лагерей создание полигонов по отработке методик исследования по заданиям парка «Уч Энмек».

В рамках эксперимента создание  лаборатории экологического мониторинга.

Создание собственной издательско-полиграфической базы для публикации учебно-методических разработок участников эксперимента, а также для подготовки и выпуска публикаций просветительского направления по экологии, истории и культуре Каракольской долины.

Оснащение классов  базовой школы и сети школ компьютерной техникой.

Укрупнение интерната базовой  Боочинской школы.

Организация  и проведение научно-методических форумов как внутри сети, так и за ее пределами:  семинаров, конференций, круглых столов.

 Новая культуротворческая школа Каракольской долины - точка роста устойчивого развития территории