Алтайский вариант афанасьевской культуры - вариант энеолитической культуры, распространенной в Северо-Западной Монголии, Минусинской котловине, Туве и Горном Алтае. Формирование алтайского варианта АК., видимо, связано с переселением на Алтай в IV тыс. до н.э. раннескотоводческих племен протоевропеоидов, занимающихся отгонным скотоводством. Афанасьевские памятники представлены

Афанасьевская культура

 

Датировка: вторая половина 3 тыс. до н.э. - начало 2 тыс. до н.э.

Регион: Южная Сибирь

Ареал: Южные районы Сибири, Алтай, Минусинская котловина

Самые древние в Южной Сибири памятники эпохи металла получили название афанасьевских.

У афанасьевцев еще нет металлических орудий и им неизвестна техника литья, но металл (причем не только медь, но и золото, серебро и даже железо) уже используется для украшений, для оковок и починки деревянных сосудов, для игл и небольших ножичков. В их быту еще широко применяются каменные орудия - топоры, песты, наконечники дротиков и стрел.

Вторым важнейшим культурным приобретением афанасьевцев был переход от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию и скотоводству. Они уже разводили все основные виды домашнего скота: коров, лошадей, баранов; а каменные песты и колотушки возможно служили для растирания злаков.

Хорошо было развито у афанасьевцев и домашнее ремесло - резьба по дереву и кости, прядение, выделка кож. Посуда изготовлялась из глины и дерева. Горшки яйцевидные, остродонные или круглодонные, покрытые простым орнаментом: иммитация плетенки, черточки, гребенки, елочки. В целом керамика примитивна, тело пористое, слабо обожженное, быстро крошится.

Вторым важнейшим культурным приобретением афанасьевцев был переход от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию и скотоводству. Они уже разводили все основные виды домашнего скота: коров, лошадей, баранов; а каменные песты и колотушки возможно служили для растирания злаков.

Хорошо было развито у афанасьевцев и домашнее ремесло - резьба по дереву и кости, прядение, выделка кож. Посуда изготовлялась из глины и дерева. Горшки яйцевидные, остродонные или круглодонные, покрытые простым орнаментом: иммитация плетенки, черточки, гребенки, елочки. В целом керамика примитивна, тело пористое, слабо обожженное, быстро крошится.

Их погребальные сооружения имеют вид небольших земляных курганов с выложенными на них каменными

кольцами от 5 до 16 м в диаметре. Могилы были перекрыты бревенчатым накатом. Погребенных укладыволи головой на запад в южной половине могилы, а в северной помещались сопровождавшие их вещи.

Афанасьевские племена на Енисее представляют собой крайне восточную ветвь европеоидных племен Евразии: можно видеть определенные черты сходства с ямной и катакомбной культурами степей Причерноморья.

Изучение памятников афанасьевской культуры на Алтае имеет длительную историю. Открыты они были здесь раньше, чем в Минусинской котловине (первые раскопки В.В.Радлова относятся к 1865 г.), уже многое было сделано ко времени выхода в свет обобщающей работы С.В.Киселева "Древняя история Южной Сибири"1. Однако интенсивное исследование памятников афанасьевской культуры на Алтае началось только через столетие после их открытия - в 70-е годы2. По последним сведениям, в настоящее время на Алтае известно около 40 памятников афанасьевской культуры, раскопано более 100 объектов на 30 могильниках3. Это меньше, чем в Минусинской котловине4, но можно предполагать, что фундаментальные вопросы хронологии и происхождения афанасьевской культуры будут решаться именно на алтайском, а не минусинском материале.

Афанасьевские памятники на Алтае представлены могильниками, поселениями и культовыми памятниками: Балыктыюль, Ело, Ело-Баши, Нижний Тюмечин, Семисарт, Первый Межелик, Кара-Коба, устье р.Теплой, Большой Толгоек и другими. Наибольший интерес вызывают погребальные памятники этой культуры, которые представляют собой оградки - кромлехи. В оградках обычно имеются овальные или прямоугольные ямы с перекрытием. В ямах погребенные лежат на спине или боку с подогнутыми ногами. Из предметов инвентаря встречаются керамические сосуды остродонной, круглодонной или плоскодонной форм, курильницы-вазы, орудия труда и украшения.

могильниками и поселениями (Балыктыюль, Ело, Кара-Тенеш. Теньга. Большой Толгоек. Арагол, Курота и др.). Погребальные памятники А.К.А.В. представляют собой оградки-кольца и оградки-кромлехи, в которых имелись прямоугольные или овальные ямы с перекрытием. В ямах находились одиночные или парные погребения, положенные на бок или спину (обычно с подогнутыми ногами) головой на северо-восток или юго-запад. Часто костяки окрашены охрой. Из предметов инвентаря встречаются керамические сосуды остродонной, круглодонной или плоскодонной формы, курильницы-вазы, орудия труда и украшения. Керамика часто орнаментирована гребенчатым штампом. В развитии алтайского варианта АК С. В. Цыб выделил два хронологических этапа: ранний (конец IV- первая четверть III тыс. до н.э.) и поздний (вторая четверь III - первая четверть II тыс. до н.э.)

 Новая культуротворческая школа Каракольской долины - точка роста устойчивого развития территории

Сеть культуротворческих школ  Каракольской долины