Проекты. Школа эффективного учителя.

Преподаватели, инструктора, тренеры

Степурко Андрей Викторович – директор Центра Славянской культуры, психолог и психотерапевт, президент Сибирской спортивной лиги «СТИК», мастер спорта, заслуженный тренер России.

Жерносенко Ирина Александровна – зам. директора по УМР Центра Славянской культуры, доцент кафедры культурологии и иностранных языков АКИПКРО, кандидат культурологии, почетный работник общего образования.

Зайцева Ярослава Владимировна– врач-психотерапевт, психолог-консультант, бизнес-тренер.

Киркинская Татьяна Ивановна – доцент кафедры АГУ кандидат филол. наук

Глущенко Наталья Степановна – доцент кафедры философии БГПУ, кандидат философских наук.

Богданова Татьяна Николаевна – зав. по науке МОУ «Гимназия № 123», учитель русского языка и литературы, краевой эксперт ЕГЭ.

Истоцкая Татьяна Леонидовна – учитель химии МОУ «Гимназия № 123», почетный работник общего образования, краевой эксперт ЕГЭ.

Минина Марина Николаевна – учитель математики МОУ «Гимназия № 123»

Кляус Анатолий Иванович – учитель математики, заслуженный учитель России, отличник народного образования, награжден премией Сороса, имеет пять грантов Сороса.

Дронова Ольга Викторовна – учитель математики МОУ «Гимназия № 123», краевой эксперт ЕГЭ.

Золотарева Людмила Александровна – учитель русского языка и литературы НОУ «Лицей «Сузуки», отличник народного образования, краевой эксперт ЕГЭ.

Стенина Альбина Петровна – учитель физики МОУ «Гимназия № 123», отличник народного образования, краевой эксперт ЕГЭ.

Захарова Лариса Николаевна – учитель географии МОУ «Гимназия № 123» , краевой эксперт ЕГЭ

Мендусь Марина Александровна – учитель биологии МОУ «Гимназия № 123» , краевой эксперт ЕГЭ.

Костомарова Ирина Николаевна - учитель химии МОУ «Гимназия № 123», имеет грант Сороса, победитель конкурса ПНПО, краевой эксперт ЕГЭ.

Башлычева Марина Николаевна – учитель истории и обществознания МОУ «Гимназия № 42», почетный работник общего образования, краевой эксперт ЕГЭ

АННОТАЦИЯ

тренингов и спецкурсов «Школы эффективного учителя»

Фотогалерея  школы эффективного учителя

 

«ШКОЛА ЭФФЕКТИВНОГО УЧИТЕЛЯ»

         Позволяет своим выпускникам в условиях реформирования образования добиваться реальных результатов в собственной профессиональной деятельности: эффективно действовать на уроке и во внеурочное время; получать удовольствие от работы; уметь восстанавливать свои физические, энергетические и эмоциональные ресурсы.

Преподавание в школе ведется в форме блочно-модульной системы. Каждый слушатель выстраивает собственную траекторию развития, выбирая те модули, которые считает для себя необходимыми и интересными.

В рамках «Школы эффективного учителя» учитель может получить дополнительную специальность «гид-экскурсовод», позволяющую вести дополнительную профессиональную деятельность (например, работая летом на туристических базах Горного Алтая) – отдыхая, зарабатывать деньги. По окончании курсов переподготовки (500 час.) слушатель получает диплом о переподготовке государственного образца.

 

ПРОГРАММА

 Новая культуротворческая школа Каракольской долины - точка роста устойчивого развития территории

Сеть культуротворческих школ  Каракольской долины

<



Автор, преподаватель

Тема спецкурса

Кол-во часов

Инвариантный модуль

1.

Жерносенко И.А.

Современные тенденции становления системы образования в условиях сельской школы. Модель учителя нового типа

4

2.

Степурко А.В.

Живое Слово. Созидающие и разрушающие силы мыслеформы

4

Вариативные модули (по блокам)

Блок 1. Самопознание

1.

Жерносенко И.А.

Учение Живой Этики – основа современной научной картины мира

8

2.

Истоцкая Т.Л.

Мировоззренческий синтез как основа деятельности учителя

8

3.

Стенина А.П.

Систематизация физических знаний на уровне картины мира

8

4.

Жерносенко И.А.

Священные знания Седого Алтая

8

Блок 2. Инновационные подходы к изучению традиционных основ русской культуры

1.

Жерносенко И.А.

Вводное занятие «Вначале было Слово». Глубинные смыслы русской АзБуки.

4

2.

Жерносенко И.А.

«Русские Веды» - духовная основа русской культуры

4

3.

Богданова Т.Н.

Этимология для школы

8

4.

Степурко А.В.

Уроки здРАвия и РАдости

8

Блок 3. Позитивная психология как основа деятельности учителя

1.

Глущенко Н.С.

Развитие резервов памяти

8

2.

Зайцева Я.В.

Стрессоустойчивость учителя

8

3.

Зайцева Я.В.

Эффективная коммуникация как имидж учителя

8

Блок 4. Лаборатория мастерства учителя

1.

Жерносенко И.А.

Культуротворческая модель школы

8

2.

Жерносенко И.А.

Культура презентации

4

3.

Богданова Т.Н.

Методология создания элективного курса

4

4.

Богданова Т.Н.

Технология развивающего обучения в среднем и старшем звене

8

5.

Богданова Т.Н.

Элементы лингвокультурологии в обучении

8

7.

Богданова Т.Н.,

Золотарева Л.А.

Технология ключевого слова

8

8.

Золотарева Л.А.

Анализ художественного текста в единстве формы и содержания

8

10.

Кляус А.И.

Задачи с параметрами на уроках математики

8

12.

Минина М.Н.

Формирование внутренней положительной мотивации к учению

12

13.

Минина М.Н.

Применение социоигровых приемов при обучении

8

14.

Минина М.Н.

Технология ключевого момента

8

15.

Богданова Т.Н.,

Минина М.Н.

Определение и критерии эффективности урока

8

16.

Киркинская Т.И.

Эффективная учебная коммуникация на уроках

8

17.

Истоцкая Т.Л.

Технология полного усвоения

8

18.

Истоцкая Т.Л.

Теоретические основы изучения органической химии

24

Блок 5. Подготовка к ЕГЭ

 

-

Золотарева Л.А.

Русский язык и литература

24

-

Попова Л.А.

Русский Язык

 

-

Истоцкая Т.Л.,

Костомарова И.Н.

Химия

24

-

Кляус А.И.,

Дронова О.В.

Математика

24

-

Стенина А.П.

Физика

24

-

Мендусь М.А.

Биология

24

-

Захарова Л.Н.

География

24

  -

Башлычева М.Н.

История, обществознание

24



Автор, преподаватель

Тема спецкурса

Кол-во часов

Самопознание

1.

Степурко А.В.

Живое Слово. Созидающие и разрушающие силы мыслеформы

Этот семинар о буквах и словах, которые материализуют мысли человека. В русском языке упорно бытуют выражения, смысл которых неясен не только иностранцам, но и большинству носителей языка. Почему? Проведя исследование, приходим к выводу, что у них двойной смысл – земной и сакральный.

   Знакомство с буквами древнего русского языка позволит легко понять явный и скрытый смысл любого русского слова, фразеологизма, пословицы или поговорки. Позволит осознать, почему вещи назывались именно так, а не иначе и самому искать и исследовать удивительные словосочетания.

   Все буквы алфавита – части земной мозаики, имя которой – жизнь на Земле, во вселенной, ибо алфавит отвечает на такие вопросы: что есть жизнь, в чем ее источник,  каковы возможности человека и его потенциал.

   От того, как он думает, говорит и действует, складывается его жизнь. А успешно или нет - задача оценить каждому.

    Семинар помогает разобраться, где я есть, что у меня получается, а что – нет, и что необходимо сделать, чтобы стать успешным для себя и своих учеников.

Славянская культура.

Глубинные смыслы русской АзБуки. Работа со словом.

 Живое Слово. Созидающие и разрушающие силы мыслеформы.

8

2.

Жерносенко И.А.

Русские Веды – «Тайная доктрина древних славян»

Славянская  мифологическая система представляет собой развитую эзотерическую доктрину, выстроенную на универсальных мифологемах, содержащих в себе глубиннейшие знания о мироздании, оказывающиеся актуальными и востребованными в современной научной картине мира (в частности, космогонические мифы и календарные исчисления дают немало пищи для размышления астрономам, историкам, философам).

До недавнего времени система мифологических верований древних славян определялась мифологами как неразвитая, языческая, дошедшая до нас в виде разрозненных элементов фольклора и декоративно-прикладного искусства. Однако, славянские мифы - это наиболее древний пласт ведической доктрины индоарийского суперэтноса, представляющий собой стройную, целостную систему знаний об устройстве мироздания и месте человека в нем. Изучение славянских ведических текстов («Книга Велеса») позволяет открыть глубинные смыслы русской культуры, заполняются множественные лакуны в истории древних и современных народов.

12

3.

Жерносенко И.А.

Учение Живой Этики – основа современной научной картины мира

В 1920 году Е. И. Рерих в сотрудничестве с группой анонимных мыслителей и философов Востока, которых в соответствии с духовной традицией Индии называют Великими Учителями (Махатмами), начинает работу над Живой Этикой (Агни Йогой) — новой философской системой, связанной с духовно-культурной эволюцией человечества.

Как определяет сама Е.И.Рерих: «Учение Живой Этики есть прежде всего Учение Жизни, и потому, как и все они (религиозные и философские системы всего мира – И.Ж.), оно имеет единую всеобъемлющую задачу научить людей мудро и достойно проходить земной путь, принося труд и совершенствование на Общее Благо. Каждое Учение Жизни, как таковое, охватывает все жизненное строительство, и потому Общее Благо есть цель его».

Человечество на протяжении своей истории выработало разные способы познания, которые сегодня можно определить понятиями: «научное знание» «эзотерическое знание», «сверхнаучное знание». Учение Живой Этики является сводом эзотерических, философских и научных знаний, накопленных и освоенных человечеством к середине XX века. Впервые многие скрытые знания оказались достоянием широких масс Эзотеризм книг Живой Этики заключался в том, что ограниченность сознания привычными грубоматериалистическими знаниями большинства населения планеты оказались преградой к освоению энергетического тонкого материализма Учения. Однако сегодня мы можем убедиться в том, что передовая научная мысль уже не только приблизилась к этой грани, но и активно изучает многие феномены, о которых говорилось Учении. «Живая Этика» - это не столько научный труд, сколько философско-этический, хотя он постоянно оперирует научными и эзотерическими терминами, категориями, включает многие современные научные идеи. Учение Живой Этики охватывает широчайший спектр знаний человека о мире, расширяя их и развивая.

В современной науке довольно отчетливо наблюдаются тенденции интеграции и синтезирования, приводящие к возникновению новых наук на стыке позитивного и гуманитарного знания использование универсальных методологий, выросших из изучения закономерностей материального мира. Синтез как основополагающий принцип мироустройства был сформулирован и претворен в творчестве Н.К.Рериха, считавшего: «нельзя легкомысленно делить науку на материальную и духовную - граница будет несуществующей» (Н.К.Рерих. Нерушимое. Новосибирск. 1992. С. 226).

8

4.

Жерносенко И.А.

Священные знания Седого Алтая

Центральный Алтай – это не только перекресток путей народов, не только место встречи древности  и современности, это ещё и котел, в котором переплавлялись духовные накопления народов: как тех, что населяли его, так и тех, что проходили через него: кто торговыми тропами, а кто и тропою войны. Именно здесь, на территории Центрального Алтая сошлись языческие верования алтайцев с двумя мировыми религиями: буддизмом и христианством. Эпос для алтайцев представляют собой «Тайную доктрину», содержащую законченную духовно-философскую космогоническую систему, близкую тем, что даны в учениях Тибета, Китая, Индии. Современное конфессиональное многообразие Алтая – это духовное богатство его жителей и глубочайшая социальная проблема. Важно понимать: что здесь является духовной основой общества, а что – политическими спекуляциями.

В разные исторические периоды на Алтае сооружаются храмово-ритуальные комплексы и отдельно стоящие алтари, устраиваются астрономические сооружения для наблюдения за Небом и для взаимодействия с ним. Такие храмы под открытым небом – места коммуникации человека и природы, не отчуждающие человека от прямых контактов с Ней, но позволяющие ощущать себя неотъемлемой частью Космоса, активно взаимодействующей с Ним.

Чтобы постичь логику и закономерности современных социокультурных процессов, чтобы успешно строить свое Завтра, необходимо понять: что происходило до нас, какие пласты мудрости своих предков мы можем открыть для себя сегодня.

12

5.

Истоцкая Т.Л.

Мировоззренческий синтез как основа деятельности учителя

         Мировоззренческий синтез – это ключ к пониманию нового времени, новый размер сознания, новое понимание и действие. Это просветления ума в истинном понимании вещей. Это ответы на вопросы ума и сердца, решение противоречий. Новое сочетание для нового предназначения. Путь к осознанному существованию.

Утеря высших понятий должно быть возвращена. Мировоззренческий синтез – это шаг к преодолению «рабства буквы, которая мертвит», мрака отрицания.

8

Тренинги

1.

Степурко А.В.

Уроки здРАвия и РАдости

Тренинг по позитивной психологии через русское слово. Целеполагание как формула успеха. Миссия и предназначение человека. Командообразование – умение работать в команде; решение проблем, возникающих при взаимодействии в коллективе. Эффективные формы взаимодействия. Дети и родители – новые подходы к взаимодействию. Дети «индиго» - проблема или уникальный феномен?

 

12

2.

Глущенко Н.С.

Развитие резервов памяти

Приемы и техника тренировки отдельных видов памяти, запоминанию текстов, развитие концентрации внимания.

12

3.

Зайцева Я.В.

Стрессоустойчивость учителя

Цели тренинга:
1.      Определить что является для человека стресс.
2.      Изучить способы избежания стресса.
3.      Научиться быстро эффективно разряжаться.
Вы знаете, что у вас уже есть успешный стиль поведения в стрессовой ситуации? Вам лишь необходимо его осознать и взять на "вооружение".
На этом тренинге вы узнаете, что значит стрессоустойчивость для вас и как этим пользоваться. В различных формах вы увидите свои "слабые" и "сильные" стороны в конфликте и уже сможете выбирать, как вам действовать эффективно. В различных игровых ситуациях вы осознаете свои стратегии, которые являются успешными или неуспешными, а осознав успешные стратегии, вы сможете здесь же их опробовать и почувствовать разницу.
Многие техники направлены на процесс принятия себя, что является ключевым моментом в сохранении душевного равновесия. Другая тема -"Позитивное восприятие - как свободный выбор". Здесь вы научитесь видеть ситуации многогранно, с разных позиций и, соответственно, управлять ими.
Кроме того, вы освоите также техники расслабления, разрядки, мобилизации внутренней энергии, научитесь тому, как правильно оказать поддержку другим людям и себе и принять поддержку от других.

8

4.

Зайцева Я.В.

Эффективные коммуникации как имидж учителя
Что такое имидж учителя? Каким должен быть учитель? Наши привычки в общении лишают нас возможности сделать что-то новое, мешают использовать наши ресурсы. Это часто работает не в пользу учителя.
Задача тренинга - показать уже имеющиеся у вас ресурсы и научиться полностью их использовать.
Этот тренинг позволит вам узнать вашу эффективную стратегию во взаимодействии с миром, отработать ее и улучшить. Тогда общение с учениками будет увлекательным процессом для обеих сторон.
Тренинг покажет, что есть не только язык тела, но и язык голоса и внутренних ощущений. Различные упражнения научат доверять себе и своим чувствам. Вы увидите, насколько разнообразен мир чувств. Пообщавшись со своим миром чувств, вы сможете лучше понять чувства другого человека.
Вы поймете, что легкое общение с другим человеком -это очень просто и все зависит от вас. Когда вы попробуете себя в разных качествах, то тогда вы сможете сказать "Да, вот здесь я настоящий, живой".
На тренинге у Вас будет возможность научиться, как оказывать     самоподдержку,    как     регулировать     свое эмоциональное   состояние,       заботиться   о   себе,   узнаете слагаемые поддержки, ее
«золотой фонд».

8

Лаборатория мастерства учителя. Практикумы

1.

Жерносенко И.А.

Культуротворческая модель школы

Изменение социально-политических отношений, современной научной картины мира с неизбежностью влечет  и изменение образовательной парадигмы. Сегодня на всех ступенях образования стоит проблема формирования новых подходов к обучению, когда школа, вуз должны стать не усовершенствованным “механизмом  образования”, а  полноценным “институтом культуры”, способным готовить не только образованных, но полноценно-культурных людей, успешных в своей завтрашней жизни.

Теперь оказывается востребованным умение самостоятельно оценивать непредсказуемую ситуацию, способность ставить цели и определять достойные, нравственно оправданные способы действия. При этом личностный успех определяется мерой этической и эстетической ценности результатов деятельности, достоинство личности утверждается лишь при условии соблюдения другодоминантной позиции.

Содержание образования в такой школе должно быть сконцентрировано на ценностях мировой, национальной и региональной культуры. Критериями качества образования должны стать не только знания, умения и навыки (которые являются лишь средствами образования), но и развитость, культурность, воспитанность и здоровье учащихся.

Культуротворческая модель школы универсальна методологически и реализуема в самых разнообразных социокультурных условиях. Создает оптимальные возможности для развития личности молодого человека в современном обществе.

12

2.

Жерносенко И.А.

Культура презентации

           Современные методы образования, при возрастающем объеме учебной нагрузки требуют более эффективных способов трансляции учебного материала. Одной из форм повышения эффективности учебного процесса является мультимедийная презентация, которая  позволяет сделать процесс обучения более наглядным, эстетичным, учитывать специфику модальностей разных учащихся в классе, что позволит повысить усваиваемость учебного материала..

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе  включает в себя не только знание технических основ построения мультимедийной презентации и умения пользования интернет-ресурсами, техническими возможностями ПК; но самое главное – знание законов психолого-возрастных и психо-соматических особенностей восприятия информации. Перед учителем раскрывается широкий спектр методических и дидактических возможностей при использовании на уроке мультимедийной презентации.

8

3.

Жерносенко И.А.,

Богданова Т.Н.

Методология создания элективного курса

Требования к содержанию и оформлению программы специального курса. Семинар для педагогов, имеющих авторские программы.

8

4.

Богданова Т.Н.

Элементы лингвокультурологии в обучении

Введение в культурологию. Коды культуры и их применение на уроках русского языка и литературы.

8

5.

Богданова Т.Н.

Технология развивающего обучения в среднем и старшем звене

Использование методов развивающего обучения с учетом психовозрастных особенностей школьников среднего и старшего звена. Методы и приемы универсальны.

12

6.

Богданова Т.Н.

Этимология для школы

Основные методики  этимологического анализа (происхождения слова).  Практическое применение на различных этапах урока по любому предмету. Применение данного метода позволяет возвращать учащимся утерянную в современном мире способность слышать и понимать глубинные смыслы используемых слов, формировать культуру речи.

8

7.

Богданова Т.Н.

Технология ключевого слова

Практическое применение технологии на материале русского языка и литературы: использование слова как отправной точки построения логической цепочки урока. Технология универсальна.

8

8.

Золотарева Л.А.

Анализ художественного текста в единстве формы и содержания

Курс посвящен специфике анализа художественного произведения в единстве формы и содержания. Делается ставка на творческое чтение, где важную роль играет воображение читателя, его личная интерпретация произведения. Ориентирование на поэтические и прозаические тексты позволяет охватить разные типы анализируемого материала, которые могут стать основой проведения уроков литературы и подготовкой к ЕГЭ.

 

12

9.

Киркинская Т.И.

Эффективная учебная коммуникация

Специальный курс для учителей русского языка, на котором в деятельной форме будут рассмотрены следующие позиции:

1) языковой опыт ученика, как основа для построения эффективной учебной коммуникации;

2) целепологание учителя в плане развития языковой способности ученика;

3) риторическое поведение ученика на уроке.

 

8

10.

Кляус А.И.

Задачи с параметрами в математике

На семинаре рассматривается понятие параметра, его значимость в курсе школьной математики, какие педагогических задач можно решить с его применением,  в каких классах и на каких темах следует применять задачи с параметрами. Примеры решения задач с применением параметра. Задачи с параметрами в ЕГЭ.

12

11.

Минина М.Н.

Формирование внутренней положительной мотивации к учению

Предлагаемый способ обучения позволяет значительно повысить уровень мотивации учащихся вне зависимости от предмета. Предлагается личный опыт учителя.

12

12.

Минина М.Н.

Применение социоигровых приемов при обучении

Социоигровая методика позволяет сделать педагогический процесс более ярким и эмоциональным, в котором ученик и учитель приобретают новые роли, создают атмосферу открытого, доброжелательного сотрудничества на уроке.

8

14.

Минина М.Н.

Определение и критерии эффективности урока

Опыт педагогической деятельности подсказывает интуитивное решение возникающий проблем по способам и методам ведения урока. Но каким критериям должен отвечать урок, чтобы его эффективность была наибольшей?

 

8

15.

Истоцкая Т.Л.

Теоретические основы изучения органической химии

Целью данного курса является показать системный подход при изучении высоконаучного материала вузовского уровня и его языка, но не как самоцель, а как реальную возможность сформировать «работающие» теоретические знания.  Упрощенные и выхолощенные выкладки учебников не дают «пищу не уму и не сердцу», так как в них отсутствует целостность картины самих основ. Именно целостное видение  позволяет сформировать глубокие, осознанные знания с высоким результатом предъявления как на устном, письменном, так и на творческом уровне, когда возможно формирование забытого в наше время  понятия - мыслительная культура.

24 х 2

16.

Костомарова И.Н.

4. Методика изучения наиболее сложных тем  общей и неорганической химии.

1) Формирование понятий о химической связи (гибридизация АО, характеристики и свойства различных типов химической связи, механизмы образования).

2) Формирование понятий об окислительно-восстановительных реакциях (метод электронного баланса, метод полуреакций, типы ОВР).

3) Развитие общих умений и навыков учащихся при обучении решения задач по химии.

4) Формирование представлений о комплексных соединениях (строение, номенклатура, изомерия, свойства).

 

 

17.

Истоцкая Т.Л.

Технология полного усвоения

Главный принцип технологии полного усвоения, что каждый ребенок способен усвоить информацию, только за разные промежутки времени. Задача данного семинара показать отличие данной технологии от традиционного образования, особенности организации учебного процесса, подготовка учебного материала, особенности контроля и учета знаний, применение внеурочной деятельности.

8

18.

Стенина А.П.

Систематизация физических знаний на уровне картины мира

Современная система физических знаний является достаточно сложной. Одно из необходимых условий усвоения является понимание единства, как результата отражения единства окружающего мира и понимания динамики постоянного изменения самого знания о нем. Систематизация физических знаний на уровне картины мира – попытка уйти от фрагментарного, «кусочного» восприятия физических понятий в элементах готового знания, которое обычно формируется у большинства выпускников школ.

8

 

Подготовка к ЕГЭ(на выбор)

Представленные предметы на выбор имеют в своей основе общие  принципы, прежде всего высокую научность содержания, так как все учителя имеют стаж работы в профильных классах не один десяток лет. Решая в процессе своей работы реальную проблему постоянного сокращения часов на предмет с одной стороны и беспредельное усложнение содержания итоговых аттестаций с другой,  выработаны наиболее эффективные методы и универсальные подходы в обучении, проверенные временем и предъявлением результатов:

        - системообразующий принцип как основа целостности восприятия;

- простота, но не упрощение;

- доступность, но не примитивность;

- процесс обучения как радость познания;

- результат обучения как интеллектуальная радость;

- результат качества знания, как результат качества мысли и сознания.

«Самое опасное для сознания малое, неглубинное знание».

24

-

Золотарева Л.А.

Русский язык и литература

-*-

-

Истоцкая Т.Л.,

Костомарова И.Н.

Химия

-*-

-

Кляус А.И.

Математика

-*-

-

Стенина А.П.

Физика

-*-

-

Мендусь М.А.

Биология

-*-

  -

Рыкова И.А.

Английский язык

-*-

  -

Башлычева М.Н.

История, обществознание

-*-

-

Захарова Л.Н.

География

 

Альтернативная деятельность учителя

 

Повышение квалификации, специализация

«Экскурсовод»

144 ч.

 

Переподготовка

Специальность «Гид-экскурсовод»

500 час.