красную, белую и черную краски. На каракольских плитах изображены антропоморфные существа. Все они сочетают антропоморфные и зооморфные черты - бычьи рога, звериные когти, морды, удивительно похожие на заячьи, "трехпалость" - все это тесно переплетается в облике каракольских персонажей. Такое сочетание становится понятным, если допустить, что все каракольские фигуры изображены в ритуальных масках. Это предположение подтверждается отсутствием у каракольских изображений шеи и явно увеличенные размеры головы - именно так выглядит человек в ритуальной маске.

Еще одна интересная особенность каракольских изображений - сочетание в одной фигуре нескольких проекций (например, лицо анфас, туловище и ноги в профиль). Этот яркий стилистический прием сближает каракольские рисунки с древнеегипетским искусством.

Что касается интерпретации сюжетов, изображенных на плитах каракольских гробниц, то они могут допускать самые различные истолкования. Ясно одно - перед нами явно мифологические сцены, связанные с космологическими представлениями древних людей. Быть может, это изображения божеств, призванные помочь умершему в переходе из мира живых в мир мертвых. Персонажи и сюжеты каракольских изображений внешне напоминают искусство Древнего Востока.

 Каракольская культура

 

  Памятники каракольской культуры встречаются в Горном Алтае. Это наскальные рисунки и курганы с кольцевой оградой и несколькими захоронениями в каменных ящиках и грунтовых могильных ямах, перекрытых массивными каменными плитами. Некоторые исследователи относят

к данной культуре плиты с рисунками и округлыми углублениями - лунками. Погребения совершены по обряду ингумации. Инвентарь встречается очень редко. На плитах каменных ящиков красной, черной и белой краской нанесены рисунки антропоморфных существ с короной из перьев или с рогами, с украшениями на костюме и рукавах, в масках с антропоморфными личинами. Встречаются рисунки птиц, горных козлов, лосей, людей выполненные точечной выбивкой.  Это своеобразная археологическая культура датируется концом III - началом II тыс. до н.э.

В эпоху палеометалла население Горного Алтая перешло от присваивающих форм хозяйства - охоты, собирательства и рыболовства - к производящим формам: земледелию и скотоводству. С этого периода древние алтайцы стали заниматься строительством мелиоративных сооружений и возделыванием пашен, выращиванием таких культур, как

просо, ячмень, рожь и других. Домашние стада, состоящие из овец, коз, коров, лошадей, летом стали отгоняться в альпийские луга, а к зиме возвращаться в долины.

В пределах села Каракол археологи раскопали серию       каменных склепов, на стенках которых имеются многочисленные         изображения загадочных существ. Солнцеголовые и звериноголовые антропоморфные мифические персонажи смотрят на зрителя с каменных плит, скрывая в себе тайну непонятного мировоззрения     древних. Исследования проводил В.Д. Кубарев (1985), который раскопал оградку, одно отдельное погребение и курган.

Погребения находились в каменных ящиках, устроенных в ямах. Костяки лежали вытянуто на спине или на правом боку со слегка согнутыми ногами головой на запад или восток. Наибольший интерес представляют уникальные полихромные рисунки, обнаруженные на плитах ящиков. Выполненные гравировкой, выбивкой и красками, рисунки изображают преимущественно антропоморфные фигуры, а также лосей, козлов и т.д.На стенах погребальных ящиков сохранились многочисленные изображения выбитые и нарисованные краской.  Почти все они были трехцветные - древние художники использовали

 Новая культуротворческая школа Каракольской долины - точка роста устойчивого развития территории

Сеть культуротворческих школ  Каракольской долины